Вернуться к обычной версии

«Какое наслаждение вопрошать природу, пытать её. Какой рой вопросов, мыслей, соображений! Сколько причин для удивления, сколько ощущений приятного при попытке обнять своим умом, воспроизвести в себе ту работу, которая длилась века в бесконечных её областях» В.И. Вернадский

С 10 по 15 апреля в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова прошли Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского, которые являются комплексной образовательной программой, формой сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учащихся, учителей и ученых из разных регионов России. История Юношеских чтений им. В. И. Вернадского началась в 1993 г., когда в Доме научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца творчества детей и юношества и Лицея №1553 «Лицей на Донской», в рамках программы «Поиск», была проведена юношеская научно-практическая конференция — I юношеские чтения им. В. И. Вернадского. С тех пор количество участников чтений неуклонно растет. Повышается уровень представляемых работ, развивается понимание организаторами и участниками конференции ее целей и задач. В настоящее время чтения являются завершающим этапом Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, поддержанного Комиссией РАН по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского, Министерством образования и науки Российской Федерации, Департаментом образования города Москвы и его Южным окружным управлением, учебно-научным Центром довузовского образования МГУ им. М. В. Ломоносова и другими организациями.

Конкурс им. В. И. Вернадского — образовательная программа. Ее главной задачей является творческое развитие всех юных исследователей, которые прислали работы на конкурс, их руководителей. Поэтому оргкомитет не ставит задачу селекции и отбора лучших; его задача — работа со всеми, кто хочет работать с ними. Исходя из этого в рамках конкурса организовано профессиональное рецензирование работ; каждый автор обязательно получает развернутую рецензию специалиста, в которой даются рекомендации по дальнейшему продолжению работы.

12 апреля состоялось торжественное открытие и начал свою работу очный тур XXIII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского — Чтения им. В.И. Вернадского. Это большая учебно-исследовательская конференция, на которую съезжаются подростки со всей России, а несколько лет назад к участию стали присоединяться ребята из Казахстана, Белоруссии, Чехии, Словакии. Всего на конкурс было представлено 1753 работы из 69 регионов России, зарубежья, до первого тура были допущены 1341.

Цель Конкурса

интеллектуальное и личностное развитие юношества из России и других стран, участвующих в исследовательской деятельности;

развитие системы организации и инфраструктуры исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях.

Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения — учения о ноосфере — сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи. Основные положения учения В.И. Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.

Предметом рассмотрения на конкурсе являются учебно-исследовательские работы школьников. В процессе выполнения исследовательской работы учащийся знакомится с историей и современным состоянием области исследования, овладевает навыками экспериментальной работы, получает собственные данные, проводит их анализ, обобщение, формализует результаты исследования в соответствии с правилами журналов, конференций, конкурсов.

Учредителями Конкурса являются:

  • Министерство образования и науки Российской Федерации;
  • Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского;
  • Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»;
  • Московский педагогический государственный университет;
  • Департамент образования города Москвы;
  • Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества;
  • Лицей № 1553 им. В.И.Вернадского.

Конкурс проходит при поддержке:

  • Российской академии наук;
  • Комиссии Российской академии наук по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского при Президиуме РАН;
  • Международного движения в поддержку научно-технического досуга молодежи МИЛСЕТ (MILSET);
  • Южного окружного управления Департамента образования города Москвы;

Научно-методическое руководство конкурсом осуществляет Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского.

Оценка работы в 1 туре Конкурса проводится на основе следующих критериев:

  • наличие краткого введения в проблему исследования, ясное изложение темы исследования;
  • формулировка цели, задач и (желательно) гипотезы исследования;
  • описание конкретных методов исследования, оформленное в соответствии с правилами, применимыми для научных текстов;
  • раздельное изложение собственных результатов наблюдений и экспериментов и их обсуждения и анализа;
  • наличие иллюстративного материала, выявляющего главные этапы и составляющие проведенного исследования.

Главная отличительная особенность конкурса – возможность прямого участия любого школьника из России и зарубежья, выполнившего исследовательскую работу. Чтения включены в перечень олимпиад и иных конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2016 году.

Важнейшей особенностью Конкурса им. В. И. Вернадского является то, что все работы, независимо от того, допущены ли они во второй тур, получают квалифицированную рецензию, которая высылается автору. В рецензии отмечаются положительные стороны и недостатки исследования. Мало того, у автора есть возможность доработать свое исследование с учетом замечаний и представить его повторно. Введенная процедура рецензирования соответствует общей практике защиты научных работ, принятой в нашей стране и во всем мире.

Кроме того важно чтобы участник не только получил оценку своего труда, но и выслушал мнение ученого специалиста в своей области. 12 апреля прошла стендовая сессия. По традиции, авторы наиболее интересных и полемичных работ были приглашены на докладную сессию (14 апреля), где их ждало  более углубленное общение по теме исследования с коллегами и экспертами. Еще одно уникальное отличие конкурса им. В. И. Вернадского состоит в том, что лучшие работы, допущенные на второй тур, к началу чтений публикуются в электронном сборнике. Этот сборник внесен в официальный каталог изданий, а это значит, что работа, помещенная в нем, является официальной публикацией и ее можно упоминать при поступлении в вуз, на работу в отечественную и зарубежную организацию и т.п.

Естественнонаучное направление было представлено секциями: науки о Земле; астрономия; медицина и здоровье; зоология беспозвоночных; зоология позвоночных; ботаника; загрязнение сред обитания; науки о водоемах; микробиология, клеточная биология и физиология растений; фармакология, биотехнология и пищевая химия; агробиология, агрохимия, защита растений; химия; физика; математика и информатика.

Гуманитарное направление: народная культура; человек в современном мире; образование: история и современность; психофизиология и здоровье человека; искусство и литература; философия и культурология, история науки; лингвистика. Язык в современном мире; история: человек и событие; экономика, социология и право; история и культура российских деревень. Топонимика; археология; региональное краеведение; религия вчера и сегодня.

Обучающиеся МБОУ ФМЛ приняли участие в работе секций «Математика и информатика», «Физика», «Искусство и литература», «Философия и культурология».

В секции «Математика и информатика» было представлено 18 работ. Уровень представленных работ, по мнению компетентного жюри, был очень разный – от самостоятельного исследования непростых задач до рефератов. Тимофеев Даниил, ученик 10 класса, представлял работу «Центральные точки треугольника, связанные с некоторыми экстремумами», (научный руководитель Забавин В.Н.). Его работа отмечена дипломом лауреата конкурса, памятным знаком «В.И.Вернадский», грамотой за расширение категории центральности.

В секции «Физика» было представлено 28 работ. Гурин Федор, ученик 11 класса, представлял работу «Солнечные батареи на основе зеленой массы», (научный руководитель Классен Н.В.). Его работа отмечена дипломом лауреата конкурса, памятным знаком «В.И.Вернадский», грамотой за «зеленые» технологии.

В секции «Искусство и литература» было представлено 32 работы. Жучкова Наталья, ученица 11 класса, выступила с работой «Символика света и цвета в трилогии Юджина О’Нила ’’Траур – участь Электры’’. Цветомузыка в интерпретации пьесы» (научный руководитель Титова М.М.) и награждена дипломом 1 степени, грамотой в номинации «Лучшее представление работы», а также грамотой за смелость в решении сложных профессиональных задач.

В секции «Философия и культурология» выступил с докладом на тему «Библейские и языческие традиции в коротком рассказе Джона Стейнбека «Полет» Иконников Антон, обучающийся 11 класса (научный руководитель Титова М.М.). Его работа отмечена дипломом 1 степени, грамотой в номинации «Лучший стенд» и грамотой за полет мысли.

Читайте также

Все новости
31 августа 2022
Родительское собрание
!-->


Контакты

Адрес лицея

141300, Московская обл.,
г.Сергиев Посад, ул. К. Маркса, д. 3

Полное название учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Московской области «Сергиево–Посадский физико–математический лицей» Официальное сокращенное наименование учреждения: ГБОУ МО СП ФМЛ

Контактные телефоны

+7 (496) 540-45-48 – директор

+7 (496) 540-45-49 – дежурный

+7 (496) 540-50-68 – секретарь

+7 (496) 540-43-13 – учительская

+7 (496) 540-50-68 – соц. работник

Вернуться к обычной версии