1 — 3 февраля 2019 года в Москве в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» состоялся финал Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор». Генеральный спонсор конкурса – компания INTEL. Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» — олимпиада с исследовательской компонентой – состоящая из предметной олимпиады по направлению конкурса и защиты научного проекта по профилю секции конкурса для школьников 9-11 классов. Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» проводится в МИФИ с 1998 года по естественнонаучным и техническим направлениям. Это конкурс учебных, демонстрационных, инженерных и научных проектов. Конкурс проходит с целью развития интереса у учащихся к творческой проектной деятельности. Лучшие из участников становятся победителями и призерами конкурса, ну а самые лучшие получают возможность представить свои проекты на международном конкурсе научного и инженерного творчества школьников Интел, который ежегодно проходит в США. Конкурс «Юниор» проходит в следующем формате. На первом этапе конкурса (ноябрь-декабрь) участники присылают в адрес оргкомитета конкурса тезисы своих учебно-исследовательских работ, выполненных под руководством научных руководителей. Научное жюри выбирает лучшие из представленных работ и приглашает их авторов на очный финальный тур конкурса (февраль). Во время финального этапа конкурса проходит защита представленных работ и тестирование участников в виде предметной олимпиады. Итоговая оценка каждого участника складывается из оценки за защиту научной работы и оценки предметной олимпиады.
«Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» проводится Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» при участии Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и департамента образования Москвы с целью:
- выявления талантливых школьников и развития у них интереса к исследовательской и инженерной деятельности;
- всемерной поддержки и пропаганды проектной деятельности учащихся;
- распространения и популяризации среди молодежи научных знаний в области естественных и инженерных наук.
В 2018-2019 учебном году конкурс «Юниор» проводился по двум направлениям – «Инженерные науки» и «Естественные науки».
В конкурсе принимали участие обучающиеся 9-11 классов, в том числе лица, осваивающие образовательные программы основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования, а также лица, осваивающие указанные образовательные программы за рубежом. В этом году в отборочных заочных соревнованиях приняло участие свыше 800 школьников, которые представили 654 научных проекта из 38 регионов Российской Федерации. После заочного этапа на финал были допущены 311 работ.
Конкурс представлял собой комплексное интеллектуальное соревнование школьников, включающее в себя предметную олимпиаду по предмету, соответствующего секции конкурса, и защиту результатов исследовательского проекта, выполненного участником в рамках следующих направлений, соответствующих секциям конкурса:
инженерные науки:
- математика;
- физика и астрономия;
- информатика;
- робототехника.
естественные науки:
- биология и экология;
- химия.
В 2019 году Конкурс «Юниор» по двум указанным направлениям входит в проект Перечня олимпиад школьников (3 уровень).
Победители и призеры конкурса по направлению «Инженерные науки» смогут получить льготы по математике, по физике, по информатике при поступлении в вузы, где есть вступительные испытания по этим предметам. Победители и призеры конкурса по естественным наукам смогут получить льготы или по биологии или по химии при поступлении в вузы, где есть вступительные испытания по этим предметам.
Для секции инженерные науки предметная олимпиада проводилась по физике, математике и информатике; для секции естественные науки предметная олимпиада проводилась по биологии и химии.
Олимпиадная работа каждого участника оценивалась научным жюри конкурса по критериям, разработанным методической комиссией. Участники защищали свои проекты перед жюри, в состав которого традиционно вошли не только представители НИЯУ МИФИ, но также ведущих московских вузов, сотрудники РАН. Это позволило объективно, всесторонне и квалифицированно оценить работы школьников.
Защита исследовательского проекта оценивалась жюри согласно следующим критериям:
- научная, учебная или демонстрационная значимость проекта;
- самостоятельность, собственный вклад в выполнение работы, глубина понимания результатов;
- умение представить работу и защитить свои результаты.
В этом году в отборочных заочных соревнованиях приняло участие свыше 800 школьников, которые представили 654 научных проекта из 38 регионов Российской Федерации. После заочного этапа на финал были допущены 311 работ.
Традиционно в конкурсе приняли участие обучающиеся физико-математического лицея.
Секция «Математика»:
Арутюнян Карен, 11 класс, исследовательская работа «Аналоги тождеств Рамануджана», научный руководитель Забавин В.Н.
Секция «Робототехника»:
Солотин Никита, Громов Даниил, 10 класс, проект «Инновационный беспилотный летательный аппарат», научный руководитель Цебрук И.С.
Секция «Физика и астрономия»:
Иванов Илья, Иванов Егор, 9 класс, «Исследование по преобразованию шума в электричество», научный руководитель Классен Н.В.;
Дипломантами конкурса Юниор-2019 стали:
- Арутюнян Карен, 11 класс, диплом 2 степени, сертификат на экспертную поддержку реализации проекта
- Солотин Никита, 10 класс, диплом 3 степени.