Вернуться к обычной версии

— Сейчас в физматлицее учатся дети из 22 школ района. В этом году в девятые классы мы набирали 50 человек, на эти места претендовали 130 поступающих. Конкурс, таким образом, приближался к трём ученикам на одно место. Это далеко не предел, я помню годы, когда было четыре, пять, а то и шесть человек на место. Особенно много желающих поступить было в конце 1990-х годов.

— Звучит почти парадоксально: в тот период наиболее перспективными считались экономисты и юристы, а не математики и физики.

— Да, тогда были пожелания ввести углублённое изучение экономики, менеджмента и прочих подобных специальностей. Но мы отказались и, несмотря ни на что, сохранили углублённое изучение физики и математики. И, как видите, оказались совершенно правы.

— Ваш опыт педагогической деятельности — почти 40 лет. Насколько отличалась качественная подготовка и общее развитие учеников в советскую эпоху и позднейшие времена?

— Конечно, отличие весьма разительное. Новые методики и технологии дают положительный результат. Некоторые вопросы учебных дисциплин раньше не рассматривались в школе даже факультативно, а сейчас они в программе. Общая динамика развития молодёжи, на мой взгляд, положительная. Подготовка и развитие детей не стали хуже — нет, я такого не вижу, хотя об этом много говорят.

— В физматлицее традиционно наибольшее в районе количество 100-балльников. Как лично вы относитесь к единому госэкзамену? Оценка, полученная за тест, адекватно отражает уровень знаний?

— В этом году средний балл ЕГЭ у наших выпускников — свыше 90. По этому показателю мы занимаем первое место в Московской области.

Что касается ЕГЭ как такового — я всегда говорил и буду говорить, что в школе необходима независимая экспертная оценка знаний учеников. Это один из столпов образования, на котором было построено обучение в нашем лицее ещё в далёком 1990 году, когда он только открылся. Ребят экзаменовали преподаватели наших базовых вузов — МГУ, МФТИ, МИФИ — и от этого мы не отказались по сей день. По сути, введение ЕГЭ не стало для нас чем-то принципиально новым.

Я не могу сказать, что я его сторонник или противник: это лишь одна из форм независимой экспертизы, которая со временем может поменяться.

— Должны ли в системе образования существовать «школы не для всех», «школы для лучших»?

— Если мы хотим, чтобы российская наука развивалась, необходимо создавать специализированные школы. Не всем ученикам нужно углублённое изучение тех или иных предметов, это объективно. В талантливых, трудолюбивых ребят нужно больше вкладывать, тогда и отдача от них будет выше. Это важно для всей страны. У нас весьма разнообразный образовательный ландшафт, есть школы различной направленности и практически по всем интересам и запросам можно подобрать учебное заведение даже в нашем районе.

— Расскажите о выпускниках, достигших наибольших профессиональных высот.

— За 23 года существования лицея среди наших выпускников — свыше 70 кандидатов и докторов наук. Это очень высокий показатель, в этом смысле вряд ли с нами может кто-то соперничать.

По служебной лестнице лучший результат имеет Михаил Максимов, сейчас он первый заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы. Выпуск 1992 года.

Отмечу и некоторых других. Павел Григал — кандидат биологических наук, доцент, преподаёт в Физтехе на кафедре биофизики. Денис Марковцев — кандидат физико-математических наук, преподаёт там же высшую математику. Андрей Мавренков, кандидат физико-математических наук, живёт и работает в Германии. Володя Чернаткин работал в Женеве, в Париже защитил докторскую. Доктора наук — Антон Черёмухин, Василий Дзябура, Алексей Макаров… Я помню всех и все для меня ценны.

— Какой наградой физматлицея за годы его существования вы гордитесь больше всего и почему?

— Самая высокая награда — признание обществом, родителями, коллегами из педагогического сообщества высокого уровня подготовки учеников в нашем лицее. Я горжусь и восхищаюсь успехами наших выпускников.

Мне очень приятно, что в последние два года научные работы нашего лицея стали публиковаться в рецензируемых журналах Высшей аттестационной комиссии России (ВАК занимается аттестацией научных работников и присуждением учёных степеней. — Ред.). Это серьёзный шаг вперёд. У коллег-конкурентов из других специализированных школ я такого не встречал.

— Как вам удаётся удерживать успешный педагогический коллектив? Во многих школах кадровая проблема — одна из основных.

— Основа нашего коллектива была заложена ещё в 1990 году. Это был первый набор педагогов, семеро из них преподают и сейчас (всего в лицее 18 учителей). Это очень работоспособные люди, они до сих пор определяют идеологию, направление и темп развития нашего лицея. Кадровых проблем у нас нет. В последние годы стало получше материально, средняя зарплата педагогов около 35 тысяч рублей (почти все из них имеют высшую квалификационную категорию). Это достойно. Но отмечу, что зарплата молодых специалистов в целом по отрасли не соответствует пожеланиям, базовая ставка низка.

— Одна из наиболее обсуждаемых тем последних месяцев — реформа Академии наук, отношение к которой весьма неоднозначное. Будущее многих ваших выпускников, возможно, напрямую связано с научной деятельностью. Заниматься наукой станет более или менее престижно?

— Я полагаю, что учёному нужно создавать условия для работы. А если Академия наук занимается и наукой, и ЖКХ, и земельными, имущественными вопросами — это неправильно. Как солдат не должен сам чистить картошку, так и учёный должен думать, прежде всего, о своих исследованиях. Потому что в противном случае говорить о высоких результатах не приходится.

При этом я считаю, что направления фундаментальных исследований, научного развития и поиска должны определять сами научные работники, а не чиновники, пусть даже и с учёной степенью. Это очень важно. Реформа Академии наук в развитии, займёт немало времени, делать какие-то окончательные выводы пока рано. Я очень надеюсь, что привлекательность и престиж работы учёного в нашей стране повысятся.

— Что бы вы отметили из личных достижений?

— Главное моё достижение — создана школа, успешность которой подтверждена уже 23 годами работы. Я не согласен с олимпийской формулой «Главное не победа, а участие». Нет, если участвовать — то побеждать! Это моё жизненное кредо. Не готов — работай, готовься! Учиться должно быть непросто в том смысле, что преодолеваемые трудности лишь подогревают интерес и приводят к лучшим результатам.

Хочу поздравить всех коллег с международным Днём учителя, пожелать здоровья, счастья, успехов и хороших учеников. Желаю всем жить и работать в атмосфере успеха.

Беседовал Александр ГИРЛИН

Читайте также

!-->


Контакты

Адрес лицея

141300, Московская обл.,
г.Сергиев Посад, ул. К. Маркса, д. 3

Полное название учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Московской области «Сергиево–Посадский физико–математический лицей» Официальное сокращенное наименование учреждения: ГБОУ МО СП ФМЛ

Контактные телефоны

+7 (496) 540-45-48 – директор

+7 (496) 540-45-49 – дежурный

+7 (496) 540-50-68 – секретарь

+7 (496) 540-43-13 – учительская

+7 (496) 540-50-68 – соц. работник

Вернуться к обычной версии