Вернуться к обычной версии

XХIV Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского

С 9 по 14 апреля в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова прошли Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского, которые  являются комплексной образовательной программой, формой сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учащихся, учителей и ученых из разных регионов России. История Юношеских чтений им. В. И. Вернадского началась в 1993 г., когда в Доме научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца творчества детей и юношества и Лицея №1553 «Лицей на Донской», в рамках программы «Поиск», была проведена юношеская научно-практическая конференция — I юношеские чтения им. В. И. Вернадского. С тех пор количество участников чтений неуклонно растет. Повышается уровень представляемых работ, развивается понимание организаторами и участниками конференции ее целей и задач. В настоящее время чтения являются завершающим этапом Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, поддержанного Комиссией РАН по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского, Министерством образования и науки Российской Федерации, Департаментом образования города Москвы и его Южным окружным управлением, учебно-научным Центром довузовского образования МГУ им. М. В. Ломоносова и другими организациями.

Конкурс им. В. И. Вернадского — образовательная программа. Ее главной задачей является творческое развитие всех юных исследователей, которые прислали работы на конкурс, их руководителей. Поэтому оргкомитет не ставит задачу селекции и отбора лучших; его задача — работа со всеми, кто хочет работать с ними. Исходя из этого в рамках конкурса организовано профессиональное рецензирование работ; каждый автор обязательно получает развернутую рецензию специалиста, в которой даются рекомендации по дальнейшему продолжению работы.

10 апреля состоялось торжественное открытие и начал свою работу очный тур XХIV Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского — Чтения им. В.И. Вернадского. Это большая учебно-исследовательская конференция, на которую съезжаются подростки со всей России, а несколько лет назад к участию стали присоединяться ребята из Украины, Казахстана, Белоруссии, Чехии, Словакии. Всего на конкурс было представлено 1285 работ из 69 регионов России, зарубежья, до второго тура были допущены 919.  2017 год объявлен Президентом России годом экологии и особо охраняемых территорий. Понимание законов развития природы и общества – главная цель, которую имеют чтения им. В.И.Вернадского. Специфика чтений в том, что принимаются работы исследовательского характера, в которых авторы изучают окружающий мир и получают новые знания об объектах и явлениях.

Цель Конкурса

  • интеллектуальное и личностное развитие юношества из России и других стран, участвующих в исследовательской деятельности;
  • развитие системы организации и инфраструктуры исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях.

Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения — учения о ноосфере — сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи. Основные положения учения В.И. Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.

Предметом рассмотрения на конкурсе являются учебно-исследовательские работы школьников. В процессе выполнения исследовательской работы учащийся знакомится с историей и современным состоянием области исследования, овладевает навыками экспериментальной работы, получает собственные данные, проводит их анализ, обобщение, формализует результаты исследования в соответствии с правилами журналов, конференций, конкурсов.

Учредителями Конкурса являются:

  • Министерство образования и науки Российской Федерации;
  • Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского;
  • Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»;
  • Московский педагогический государственный университет;
  • Департамент образования города Москвы;
  • Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества;
  • Лицей № 1553 им. В.И.Вернадского.

Конкурс проходит при поддержке:

  • Российской академии наук;
  • Комиссии Российской академии наук по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского при Президиуме РАН;
  • Международного движения в поддержку научно-технического досуга молодежи МИЛСЕТ (MILSET);
  • Южного окружного управления Департамента образования города Москвы;

Научно-методическое руководство конкурсом осуществляет Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского.

Оценка работы в 1 туре Конкурса проводится на основе следующих критериев:

  • наличие краткого введения в проблему исследования, ясное изложение темы исследования;
  • формулировка цели, задач и (желательно) гипотезы исследования;
  • описание конкретных методов исследования, оформленное в соответствии с правилами, применимыми для научных текстов;
  • раздельное изложение собственных результатов наблюдений и экспериментов и их обсуждения и анализа;
  • наличие иллюстративного материала, выявляющего главные этапы и составляющие проведенного исследования.

Главная отличительная особенность конкурса – возможность прямого участия любого школьника из России и зарубежья, выполнившего исследовательскую работу. Чтения включены в перечень олимпиад и иных конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2017 году.

Важнейшей особенностью Конкурса им. В. И. Вернадского является то, что все работы, независимо от того, допущены ли они во второй тур, получают квалифицированную рецензию, которая высылается автору. В рецензии отмечаются положительные стороны и недостатки исследования. Мало того, у автора есть возможность доработать свое исследование с учетом замечаний и представить его повторно. Введенная  процедура рецензирования соответствует общей практике защиты научных работ, принятой в нашей стране и во всем мире. Кроме того важно чтобы участник не только получил оценку своего труда, но и выслушал мнение ученого специалиста в своей области. 11 апреля прошла стендовая сессия. По традиции, авторы наиболее интересных и полемичных работ были приглашены на докладную сессию (14 апреля), где их ждало более углубленное общение по теме исследования с коллегами и экспертами. Еще одно уникальное отличие конкурса им. В. И. Вернадского состоит в том, что лучшие работы, допущенные на второй тур, к началу чтений публикуются в электронном сборнике.

Этот сборник внесен в официальный каталог изданий, а это значит, что работа, помещенная в нем, является официальной публикацией и ее можно упоминать при поступлении в вуз, на работу в отечественную и зарубежную организацию и т.п.

Естественнонаучное направление было представлено секциями: науки о Земле; астрономия; медицина и здоровье; зоология беспозвоночных; зоология позвоночных; ботаника; охрана природы; фитоценология и растительные сообщества; инженерная экология; генетика, биоинженерия молекулярная биология; науки о водоемах; микробиология, клеточная биология и физиология растений; фармакология, биотехнология и пищевая химия; агробиология, агрохимия, защита растений; химия; физика; математика и информатика.

Гуманитарное направление: народная культура; человек в современном мире; образование: история и современность; психофизиология и здоровье человека; искусство и литература; философия и культурология; лингвистика. Язык в современном мире; история: человек и событие; экономика, социология и право; история и культура российских деревень. Топонимика; археология; региональное краеведение; религия вчера и сегодня.

Обучающиеся МБОУ ФМЛ приняли участие в работе секций «Астрономия и физика атмосферы», «Физика», «агробиология, агрохимия, защита растений», «математика и информатика».

В секции «Математика и информатика» было представлено 23 работы. Уровень представленных работ, по мнению компетентного жюри, был очень разный – от самостоятельного исследования непростых задач до рефератов.

Смирнов Артем, ученик 10 класса, представлял работу «Обобщение и аналоги теоремы Наполеона», (научный руководитель Гавриленко Г.Ю.). Его работа отмечена дипломом лауреата конкурса, грамотой за наполеоновские обобщения.

Тихонова Мария, ученица 10 класса, выступила с работой «Примеры треугольников Шарыгина», (научный руководитель Забавин В.Н.), Работа отмечена дипломом лауреата конкурса, грамотой за нахождение новых биссектральных треугольников.

Данилов Дмитрий, ученик 11 класса, выступил с докладом «Определение количества действительных корней уравнения четвертой степени по его коэффициентам» и награжден дипломом 1 степени, грамотой за нахождение идеальных параметров.

Масленникова Елизавета, ученица 11 класса, представила работу «Задача Томсона», награждена дипломом 1 степени и грамотой за заряженность на результат.

Арутюнян Карен, ученик 9 класса, выступил с работой «Решение кубического уравнения с помощью замены неизвестного», награжден дипломом 1 степени и грамотой за умение не сдаваться в трудную минуту.

В секции «Астрономия и физика атмосферы» было представлено 19 работ. Новицкий Антон, ученик 10 класса, выступил с работой «Как двигалась бы Луна в плоскости, перпендикулярной плоскости эклиптики. Вычислительный эксперимент» (научный руководитель Забавин В.Н.) и награжден дипломом лауреата конкурса, грамотой за лучший доклад, а также грамотой за нетривиальное применение тривиального закона всемирного тяготения.

В секции «Физика» было представлено 22 работы. Кудинова Анна, ученица 10 класса, представляла работу «Новые факты об электрофизике биосистем и их практические применения», (научный руководитель Классен Н.В.). Её работа отмечена дипломом 1 степени конкурса, грамотой в номинации «За  проблемность исследования», грамотой за продуктивную деформацию биологических систем.

В секции «Агробиология, агрохимия, защита растений» (33 работы) выступил с докладом на тему «Изучение степени влияния на инфузорий-туфелек некоторых видов комнатных растений для выявления растений с наибольшей фитонцидной активностью» Кудинов Ярослав, обучающийся 9 класса (научный руководитель Перепелкин О.В.). Его работа отмечена дипломом 1 степени, грамотой за заботу о здоровье окружающих.

ДАЛЬНЕЙШИХ УСПЕХОВ ВАМ, РЕБЯТА!

Читайте также

Все новости
4 июля 2018
Поход. 9 класс
Все новости
23 августа 2018
Каникулы в шоколаде

Наш канал в Телеграме




Контакты

Адрес лицея

141300, Московская обл.,
г.Сергиев Посад, ул. К. Маркса, д. 3

Полное название учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Физико-математический лицей” 
г. Сергиев Посад

Контактные телефоны

+7 (496) 540-45-48 – директор

+7 (496) 540-45-49 – дежурный

+7 (496) 540-50-68 – секретарь

+7 (496) 540-43-13 – учительская

+7 (496) 540-50-68 – соц. работник

Вернуться к обычной версии