Вернуться к обычной версии

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования учащихся. Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредствам реализации дополнительных образовательных программ. Система дополнительного образования представляет возможность обучающимся заниматься техническим творчеством, эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Здесь есть широкая возможность выявить и развить способности и таланты каждого ученика. Анализ существующей работы в блоке дополнительного образования показал, что эффективность ее зависит от того, насколько четко она планируется, организуется, контролируется. Система дополнительного образования является составной частью образовательной программы лицея, опирается на содержание основного образования и в то же время включает учащихся в занятия по интересам, создавая условия для достижения успехов с собственными способностями, увеличивая пространство, в котором школьники могут развивать познавательную творческую активность. Осуществление интеграции основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Главной задачей дополнительного образования в лицее, вытекающей из законодательных актов и методических рекомендаций, является организация содержательного заполнения свободного времени с целью раскрытия творческих способностей учащихся, удовлетворение познавательных потребностей учащихся, развитие социально – значимых качеств личности, интеграция урочной деятельности с системой дополнительного образования. С учетом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

  • средняя школа – формирование творческих знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;
  • старшая школа – достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, ее профориентации.

Рабочие программы дополнительного образования составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по математике, физике, информатике и на основе авторских программ.

Дополнительное образование учащихся расширяет вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Реализуя задачи дополнительного образования, лицей пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.

Элективные учебные курсы

Рабочие программы элективных курсов для обучающихся 9 – х классов составлены по предметам углубленного изучения. Рабочие программы элективных курсов для обучающихся 10 -11 классов составлены по предметам профильного обучения и являются последовательным продолжением элективных курсов 9 класса. Курсы ориентированы на обучающихся,  проявляющих повышенный интерес к данным наукам, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, совершенствованию  полученных знаний и умений, развитие логического мышления, навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся. Элективные курсы:

  • «Введение в комбинаторику, теорию вероятностей и математическую статистику»;
  • «Математика (теория и практика решения задач повышенной трудности по математике, олимпиадная подготовка по математике)»;
  • «Физика (теория и практика решения задач повышенной трудности по физике, олимпиадная подготовка по физике)»;
  • «Классическая и современная астрономия».

Олимпиадная подготовка

В августе и ноябре на базе Сергиево-Посадского физико-математического лицея работала олимпиадная физическая школа. Её посещали свыше 30 учащихся восьмых, девятых и десятых классов. Работали с ребятами несколько бригад тренеров сборной команды Москвы по физике, а также учителя физико-математического лицея.

Такие школы открылись в лицее впервые. “Начало было положено в июне этого года, —рассказывает о предыстории программы Вячеслав Григорьевич Сухов, директор лицея. — Мы обратились к Илье Владимировичу Лукьянову, руководителю физического отделения образовательного центра № 1329, и в качестве эксперимента отобрали шесть человек, которых отправили в Москву на обучение в подобные школы”. Только после того как сергиевопосадцы показали хорошую подготовку, руководству лицея поступило предложение об открытии подобных школ в лицее Сергиева Посада.

Попасть на эти занятия смог далеко не каждый. Например, двенадцать человек, которые в этом году закончили восьмой класс и только недавно поступили в физико-математический лицей, были отобраны для Летней школы по результатам мартовской олимпиады по физике, а также по итоговым письменным работам. Многие из учащихся уже являются призёрами областных и всероссийских олимпиад.

На этой неделе ребятам преподают студенты физфака МГУ, которые несколько лет работают в подобных школах и сами являются в прошлом олимпиониками высокого уровня. “Надо понимать, что здесь дети изначально имеют большую мотивацию к обучению, — разъясняет особенности своей работы Николай Трушников, преподаватель. — Если в обычной школе детей заставляют учиться, то нам нужно только предоставить источник знаний и целенаправленно подготовить их к олимпиадам различного уровня”. Чаще всего занятия по практикуму, варианту заданий похожему на лабораторную работу, проходят с одним главным отличием — ученик не следует указаниям “по сценарию”, а лишь получает оборудование и задачу и должен сам определить ход решения. Задания практикума считаются одними из самых сложных: на олимпиаде за них дают до 30 баллов из 80. “Бывает, что у ребят возникают проблемы с решением, тогда нужно делать подсказки. Хотя где-то в двадцати процентах случаев всё наоборот, и приходится давать дополнительные задачи”, — рассказал Николай Трушников.

Сами учащиеся рассказывают про физические задачи с азартом джазового музыканта: “Знаете, когда составляешь уравнения, всегда интересно, что получится в итоге, они же, обычно, очень большие, — объясняет мне Анна Сарикова, одна из учениц Летней школы, закончившая восьмой класс. — Представляешь одну величину через другую, дополняешь, а потом раз! Ответ. Процесс всегда очень увлекательный”. После основных занятий у ребят всегда есть время для консультаций с преподавателями, где они разбирают особенно интересные и сложные вопросы.

Уже скоро многие дети смогут продемонстрировать свои улучшенные навыки на всероссийских и областных олимпиадах.

Иннокентий Майоров

Фото Сергея Семенькова




Контакты

Адрес лицея

141300, Московская обл.,
г.Сергиев Посад, ул. К. Маркса, д. 3

Полное название учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Московской области «Сергиево–Посадский физико–математический лицей»

Контактные телефоны

+7 (496) 540-45-48 – директор

+7 (496) 540-45-49 – дежурный

+7 (496) 540-50-68 – секретарь

+7 (496) 540-43-13 – учительская

+7 (496) 540-50-68 – соц. работник

Вернуться к обычной версии