Вернуться к обычной версии

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования учащихся. Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредствам реализации дополнительных образовательных программ. Система дополнительного образования представляет возможность обучающимся заниматься техническим творчеством, эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Здесь есть широкая возможность выявить и развить способности и таланты каждого ученика. Анализ существующей работы в блоке дополнительного образования показал, что эффективность ее зависит от того, насколько четко она планируется, организуется, контролируется. Система дополнительного образования является составной частью образовательной программы лицея, опирается на содержание основного образования и в то же время включает учащихся в занятия по интересам, создавая условия для достижения успехов с собственными способностями, увеличивая пространство, в котором школьники могут развивать познавательную творческую активность. Осуществление интеграции основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Главной задачей дополнительного образования в лицее, вытекающей из законодательных актов и методических рекомендаций, является организация содержательного заполнения свободного времени с целью раскрытия творческих способностей учащихся, удовлетворение познавательных потребностей учащихся, развитие социально – значимых качеств личности, интеграция урочной деятельности с системой дополнительного образования. С учетом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

  • средняя школа – формирование творческих знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;
  • старшая школа – достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, ее профориентации.

Рабочие программы дополнительного образования составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по математике, физике, информатике и на основе авторских программ.

Дополнительное образование учащихся расширяет вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Реализуя задачи дополнительного образования, лицей пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.

Элективные учебные курсы

Рабочие программы элективных курсов для обучающихся 9 – х классов составлены по предметам углубленного изучения. Рабочие программы элективных курсов для обучающихся 10 -11 классов составлены по предметам профильного обучения и являются последовательным продолжением элективных курсов 9 класса. Курсы ориентированы на обучающихся,  проявляющих повышенный интерес к данным наукам, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, совершенствованию  полученных знаний и умений, развитие логического мышления, навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся. Элективные курсы:

  • «Введение в комбинаторику, теорию вероятностей и математическую статистику»;
  • «Математика (теория и практика решения задач повышенной трудности по математике, олимпиадная подготовка по математике)»;
  • «Физика (теория и практика решения задач повышенной трудности по физике, олимпиадная подготовка по физике)»;
  • «Классическая и современная астрономия».

Олимпиадная подготовка

В августе и ноябре на базе Сергиево-Посадского физико-математического лицея работала олимпиадная физическая школа. Её посещали свыше 30 учащихся восьмых, девятых и десятых классов. Работали с ребятами несколько бригад тренеров сборной команды Москвы по физике, а также учителя физико-математического лицея.

Такие школы открылись в лицее впервые. “Начало было положено в июне этого года, —рассказывает о предыстории программы Вячеслав Григорьевич Сухов, директор лицея. — Мы обратились к Илье Владимировичу Лукьянову, руководителю физического отделения образовательного центра № 1329, и в качестве эксперимента отобрали шесть человек, которых отправили в Москву на обучение в подобные школы”. Только после того как сергиевопосадцы показали хорошую подготовку, руководству лицея поступило предложение об открытии подобных школ в лицее Сергиева Посада.

Попасть на эти занятия смог далеко не каждый. Например, двенадцать человек, которые в этом году закончили восьмой класс и только недавно поступили в физико-математический лицей, были отобраны для Летней школы по результатам мартовской олимпиады по физике, а также по итоговым письменным работам. Многие из учащихся уже являются призёрами областных и всероссийских олимпиад.

На этой неделе ребятам преподают студенты физфака МГУ, которые несколько лет работают в подобных школах и сами являются в прошлом олимпиониками высокого уровня. “Надо понимать, что здесь дети изначально имеют большую мотивацию к обучению, — разъясняет особенности своей работы Николай Трушников, преподаватель. — Если в обычной школе детей заставляют учиться, то нам нужно только предоставить источник знаний и целенаправленно подготовить их к олимпиадам различного уровня”. Чаще всего занятия по практикуму, варианту заданий похожему на лабораторную работу, проходят с одним главным отличием — ученик не следует указаниям “по сценарию”, а лишь получает оборудование и задачу и должен сам определить ход решения. Задания практикума считаются одними из самых сложных: на олимпиаде за них дают до 30 баллов из 80. “Бывает, что у ребят возникают проблемы с решением, тогда нужно делать подсказки. Хотя где-то в двадцати процентах случаев всё наоборот, и приходится давать дополнительные задачи”, — рассказал Николай Трушников.

Сами учащиеся рассказывают про физические задачи с азартом джазового музыканта: “Знаете, когда составляешь уравнения, всегда интересно, что получится в итоге, они же, обычно, очень большие, — объясняет мне Анна Сарикова, одна из учениц Летней школы, закончившая восьмой класс. — Представляешь одну величину через другую, дополняешь, а потом раз! Ответ. Процесс всегда очень увлекательный”. После основных занятий у ребят всегда есть время для консультаций с преподавателями, где они разбирают особенно интересные и сложные вопросы.

Уже скоро многие дети смогут продемонстрировать свои улучшенные навыки на всероссийских и областных олимпиадах.

Иннокентий Майоров

Фото Сергея Семенькова

 

Расписание дополнительных занятий учащихся

на 2018-2019 учебный год

 

Теория и практика решения задач повышенной трудности по математике, физике, информатике. 

Вопросы стилистики русского языка.

 

класс

предмет

преподаватель

день недели

время

кабинет

11а

алгебра

Маслова Г.Ю.

четверг

8.30

27

русский язык

Пахомова С.В.

четверг

12.10

22

геометрия

Краснова В.В.

четверг

13.50

27

физика

Шаткова Е.В.

четверг

10.10

12

11б

алгебра

Маслова Г.Ю.

четверг

10.10

27

русский язык

Пахомова С.В.

четверг

13.50

22

геометрия

Краснова В.В.

четверг

12.10

27

физика

Шаткова Е.В.

четверг

8.30

12

11а

информатика

Перлова Н.В.

понедельник

16.20

23

11а

информатика

Перлова Н.В.

среда

16.20

23

11б

информатика

Барулина Н.Н.

понедельник

8.05

23

11б

информатика

Барулина Н.Н.

пятница

16.20

23

 

Теория и практика решения задач повышенной трудности по информатике.

 

класс

предмет

преподаватель

день недели

время

кабинет

9 а

информатика

Перлова Н.В.

вторник

8.05

23

информатика

Перлова Н.В.

пятница

8.05

23

9 б

информатика

Барулина Н.Н.

среда

8.05

23

информатика

Барулина Н.Н.

вторник

16.20

23

 

Олимпиадная подготовка

 

класс

предмет

преподаватель

день недели

время

кабинет

9-11

математика

Забавин В.Н.

суббота

15.00

11

9-11

физика

Русаков А.В.

четверг

9.00

13

9

физика

Русаков А.В.

среда

16.30

13

10-11

физика

Русаков А.В.

вторник

15.30

13

 

Элективные курсы

 

класс

предмет

преподаватель

день недели

время

кабинет

алгебра

Мрачковская Т.Г.

понедельник

8.05

26

русский язык

Пахомова С.В.

суббота

14.40

22

физика

Шутов В.И.

среда

8.05

12

алгебра

Гавриленко Г.Ю.

суббота

8.05

26

русский язык

Пахомова С.В.

понедельник

16.30

22

физика

Шутов В.И.

вторник

8.05

14

10а

физика

Шаткова Е.В.

пятница

8.05

12

10б

физика

Шаткова Е.В.

вторник

8.05

12

11а

алгебра

Маслова Г.Ю.

вторник

8.05

27

русский язык

Пахомова С.В.

пятница

16.20

22

физика

Русаков А.В.

среда

8.05

13

11б

алгебра

Маслова Г.Ю.

среда

8.05

27

русский язык

Пахомова С.В.

суббота

8.05

22

физика

Русаков А.В.

вторник

8.05

13

10б

алгебра

Николаев Н.В.

пятница

8.05

27

10б

физика

Шаткова Е.В.

вторник

15.30

12

10а

физика

Шаткова Е.В.

вторник

16.20

12

9 кл

математика

Гавриленко Г.Ю.

пятница

16.20

26

11 кл

алгебра

Маслова Г.Ю.

понедельник

8.05

27

11 кл

алгебра

Маслова Г.Ю.

понедельник

16.20

27

9-11

информатика

Барулина Н.Н.

суббота

14.30

23

10 кл

геометрия

Краснова В.В.

понедельник

16.20

12

11 кл

геометрия

Краснова В.В.

среда

16.20

12

 



Контакты

Адрес лицея

141300, Московская обл.,
г.Сергиев Посад, ул. К. Маркса, д. 3

Полное название учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Физико-математический лицей” 
г. Сергиев Посад

Контактные телефоны

+7 (496) 540-45-48 – директор

+7 (496) 540-45-49 – дежурный

+7 (496) 540-50-68 – секретарь

+7 (496) 540-43-13 – учительская

+7 (496) 540-50-68 – соц. работник

Вернуться к обычной версии