Вернуться к обычной версии

29 февраля 2016 года в МБОУ «Физико-математический лицей» в рамках Всероссийского урока по географии «Арктика – фасад России» был проведен урок – конференция «История открытия и исследования Арктики» среди обучающихся 9-х классов.

Мировоззренческая цель урока заключается в  том, чтобы показать обучающимся ценностное содержание и целостность окружающего мира, связь человека с природой; способствовать формированию активной жизненной и познавательной позиции старшеклассников.

Задачи  урока заключаются в следующем:

− повышение осведомлённости обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения;

− привлечение внимание обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли;

− вовлечение обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

− привлечение внимания обучающихся к IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» организуемой Благотворительным оздоровительным фондом «Клуб «Приключение» http://shparo.ru/Child_pole/Child_main.htm) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

— расширение знания обучающихся:

− об истории географических открытий, в том числе отдельных арктических экспедиций, проводившихся в разные исторические эпохи;

− об истории достижения Северного полюса, в том числе разными способами – по дрейфующим льдам, на надводных и подводных судах, по воздуху – самолетами и дирижаблями;

− об истории покорения Северного полюса спортивными экспедициями;

− об истории научной дрейфующей станции «Северный полюс 1», сделанных географических открытиях и исследованиях;

− об истории современных (начиная с 2003 г.) дрейфующих станциях «Северный полюс 1», сделанных географических открытиях и исследованиях;

− о стратегическом значении Арктики.

Россия является признанным лидером среди полярных держав мирового сообщества. Благодаря особенностям географического положения нашей страны, огромной протяженности побережья Северного Ледовитого океана и его влиянию на погоду и климат России, Арктика – её изучение и освоение – всегда привлекала внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей. Всё возрастающий в настоящее время интерес в Арктике вызван несколькими причинами, в том числе экономическими.

 

 

История освоения Арктики

История открытия, исследования и освоения Арктики полна ярких, значимых, порой драматических событий, знакомство с которыми и их возможное изучение могут способствовать воспитанию современного школьника, формированию у него чувства гордости историей исследования и освоения территории своей страны.

История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI–XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства. В 1641–1647 гг. казак С.И. Дежнёв исследовал побережье Северо-Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива.

В XVIII в. были организованы уже государственные экспедиции для описания и изучения арктических регионов. В результате были составлены первые карты арктического и дальневосточного побережья, обнаружили месторождения полезных ископаемых. В 1733–1743 гг. состоялась Великая Северная экспедиция, инициатором  которой был Пётр I. Великая Северная экспедиция стала очень важным этапом в освоении и изучении арктических территорий нашей страны. Общее руководство экспедицией осуществлял известный исследователь Арктики В. Беринг. В составе экспедиции было несколько морских и пеших поисковых отрядов, а район исследований охватывал огромную территорию от реки Печоры до Чукотского полуострова. В результате Великой Северной экспедиции были открыты новые географические объекты, составлены новые карты, достаточно полные географическое, геологическое, ботаническое, зоологическое и этнографическое описания огромных территорий нашей страны.

Во второй половине XVIII в. русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым М.В. Ломоносовым, а возглавил ее В.Я. Чичагов. Это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. Ее участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения по специальной программе, разработанной М.В. Ломоносовым, были проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена.

Россия приняла активное участие в научных исследованиях, проведенных в рамках Первого Международного полярного года в 1882–1883 годах. Научные экспедиции под руководством М.М. Геденштрома, Ф.П. Литке, П.Ф. Анжу, Ф.П. Врангеля, П.К. Пахтусова, Э.В. Толля, В.А. Русанова,  Г.Я. Седова и других полярных исследователей состоялись в XIX в. и начале XX в.

Качественно новый этап освоения Арктики связан с изучением Северного Ледовитого океана и освоением Северного морского пути. Большая роль в его освоении связана с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала С.О. Макарова, по идее которого в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак». Ледокол предполагалось использовать для регулярного сообщения между устьями рек Обью и Енисей, а также для научных исследований Северного Ледовитого океана в высоких широтах.

В 1920–1930 гг. научные исследования в Арктике были продолжены. В 1930–1935 г. были осуществлены многочисленные советские экспедиции на ледокольных пароходах «Г. Седов» под руководством О.Ю. Шмидта, «Таймыр» – А.М. Лаврова, «Русанов» – Р.Л. Самойловича, «Садко» – Г.А. Ушакова. Они принесли новые открытия островов, проливов, заливов и других территорий.

 В 1930–1932 гг. участники Североземельской экспедиции под руководством Г.А. Ушакова впервые исследовали и нанесли на карту архипелаг Северная Земля. В 1920–1930-е гг. началось регулярное освоение Северного морского пути. В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» за одну навигацию прошёл от города Архангельска до Берингова пролива. В 1936 г. была организована первая дрейфующая научно- исследовательская станция «СП-1». Состав экспедиции состоял из 4 человек, включал начальника экспедиции И.Д. Папанина, двух учёных: геофизика Е.К. Федорова и гидролога П.П. Ширшова и радиста Э.Т. Кренкеля. Станция «Северный полюс» (СП-1) работала в Арктике в течение девяти месяцев с мая 1937 г. до середины февраля 1938 г. В результате дрейфа были получены новые сведения о глубинах и обитателях Северного Ледовитого океана, климате, направлении дрейфа льдов.

Во второй половине 1930-х гг. для сбора информации о ледовой обстановке в Арктике началось активное использование полярной авиации. На рубеже 1930–1940-х годов ледовая авиаразведка стала основным методом наблюдений за арктическими льдами. В августе 1977 г. надводное судно – атомный ледокол «Арктика» (начальник экспедиции А.Н. Чилингаров) впервые достигло Северного полюса.

Изучение Арктики продолжается и в настоящее время, например, работают научные станции на дрейфующих льдинах, осуществляются регулярные плавания по трассе Северного морского пути. В 2000–2012 гг. были начаты комплексные высокоширотные морские экспедиции по определению внешней границы континентального шельфа 5 России, результаты которых легли в основу заявки РФ в Комиссию ООН по вопросам континентального шельфа.

         Таким образом, осваивать этот регион необходимо, учитывая все экологические и климатические проблемы, однако, необходимо обеспечить безопасность коренных народов этого региона, уделить должное внимание сохранению флоры и фауны этих земель. Освоение арктических районов не должно нанести вред всем живым существам на этих широтах. Президент России В.В. Путин выразил уверенность, что люди должны жить и работать в Арктике

Читайте также

Наш канал в Телеграме




Контакты

Адрес лицея

141300, Московская обл.,
г.Сергиев Посад, ул. К. Маркса, д. 3

Полное название учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Московской области «Сергиево–Посадский физико–математический лицей»

Контактные телефоны

+7 (496) 540-45-48 – директор

+7 (496) 540-45-49 – дежурный

+7 (496) 540-50-68 – секретарь

+7 (496) 540-43-13 – учительская

+7 (496) 540-50-68 – соц. работник

Вернуться к обычной версии