Вернуться к обычной версии

Методические материалы, разработанные образовательной организацией

Реализуемые уровни образования

1. Организационно-педагогическое обеспечение и характеристи­ка учебно-воспитательного процесса.

«Модель выпускника», как и модель движения образовательного учреждения «от настоящего к будущему», строится с учетом мнения всех участников образовательного процесса – учащихся, педагогов и родителей (общественности). В основу разработки модели положены:

  • положения Устава образовательного учреждения в части со­держания и организации образовательного процесса;
  • современные тенденции развития системы образования и особенности региональной и муниципальной политики в об­ласти образования;
  • обобщенные результаты исследования образовательных по­требностей учащихся и ожиданий их родителей.

Характеристика результата деятельности («модель выпуск­ника»)

Результатом реализации Программы должна стать «модель» (образ) выпускника. Модель выпускника – совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы.  Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно – воспитательной работе с обучающимися.  Качества, которые должны быть сформированы у выпускников школы в соответствии с задачами по ступеням образования, определены в программе развития школы:

  • высокий  уровень  образованности;
  • культура мышления;
  • готовность к самостоятельной образовательной деятельности уровень развития познавательных интересов у учащихся;
  • готовность к творческой исследовательской продуктивной деятельности;
  • умение оценить явления и процессы окружающей жизни, самооценки собственных убеждений и поступков;
  • система нравственно-этических качеств;
  • готовность к самоопределению, созданию семьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания;
  • потребность ведения здорового образа жизни;
  • конкурентоспособность.

Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ:

 I этап – основное общее образование (9 класс — 1 год).

Задачи: создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Обеспечивает систематическое обучение и воспитание учащихся в рамках стандарта углубленного физико-математического  образования. Решает задачу ранней профориентации.

Учащиеся, получившие основное общее образование, должны:

  • освоить на уровне требований государственных программ учеб­ный материал по всем предметам школьного учебного плана;

освоить на повышенном уровне сложности (углубленно) учебные программы по предметам алгебра, геометрия, физика;

  • приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации;
  • достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, дос­таточных для организации своей познавательной, проектиро­вочной, оценочной деятельности;
  • овладеть основами компьютерной грамотности;
  • овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобще­ние, анализ, синтез, классификация, выделение главного);
  •  знать свои гражданские права и уметь их реализовывать;
  •  уважать свое и чужое достоинство;  уважать собственный труд и труд других людей.

 

II этап – среднее общее образование (10 – 11классы — 2 года).

Задачи: развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Среднее общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования. Обеспечивает изучение основ наук в соответствии с федеральным, региональным и школьным компонентами. На этом этапе ведется профилизация обучения путем углубления содержания основного  курса предметов и усиления их прикладной направленности. Лекционно-семинарские и лабораторно-практические учебные занятия, занятия в кружках, секциях, факультативах расширяют знания учащихся и позволяют апробировать их возможности в различных видах деятельности. Образовательный процесс  осуществляется  в форме уроков, лекций, семинаров, элективных курсов, лабораторно-практических занятий, факультативов, групповых и индивидуальных консультаций, встреч с учеными, специалистами.

Выпускник, получивший среднее общее образование, – это человек, который:

  • освоил все образовательные программы по предметам школь­ного учебного плана;
  • освоил на повышенном уровне сложности (профильно) учебные программы по алгебре, геометрии, физике, информатике и ИКТ;
  • освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, способном обеспечить успешное обучение в учреждениях высшего профессионального образования;
  • овладел основами компьютерной грамотности, программирова­ния, получил навыки технического обслуживания вычислитель­ной техники;
  • умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям; знает свои гражданские права и умеет их реализовывать;
  • готов к формам и методам обучения, применяемым в учрежде­ниях высшего профессионального образования;
  • умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собст­венных действий и деятельности, контролировать и анализиро­вать их;
  • владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации;
  • уважает свое и чужое достоинство;
  • уважает собственный труд и труд других людей;
  • обладает чувством социальной ответственности;
  • ведет здоровый образ жизни.

2. Содержание образования

В соответствии с п. 6 ст.9 Закона Российской Федерации «Об образовании» используемые основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы по учебным предметам, рабочие программы элективных курсов и программы дополнительного образования. Рабочие программы (базовый уровень) составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего  образования  и Примерных программ  основного общего и среднего образования по русскому языку, литературе,  истории, обществознанию, биологии, химии, английскому языку, информатике, географии. Рабочие программы направлены на формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

9 класс.

Предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов – комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для него образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение. Реализация предпрофильной подготовки осуществляется посредством элективных курсов. Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки – учебные предметы по выбору обучающихся 9 классов из компонента общеобразовательного учреждения. В 9 классе часы компонента образовательного учреждения используются на организацию углубленной подготовки учащихся по физико-математическому профилю, для проведения элективных учебных курсов.

10-11 классы.

Профильное обучение позволяет:

  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
  • обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
  • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Профильные общеобразовательные учебные предметы учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию конкретного профиля обучения: «математика», «физика», «информатика и ИКТ».

Дополнительное образование

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования учащихся. Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредствам реализации дополнительных образовательных программ. Система дополнительного образования представляет возможность обучающимся заниматься техническим творчеством, эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Здесь есть широкая возможность выявить и развить способности и таланты каждого ученика. Анализ существующей работы в блоке дополнительного образования показал, что эффективность ее зависит от того, насколько четко она планируется, организуется, контролируется. Система дополнительного образования является составной частью образовательной программы лицея, опирается на содержание основного образования и в то же время включает учащихся в занятия по интересам, создавая условия для достижения успехов с собственными способностями, увеличивая пространство, в котором школьники могут развивать познавательную творческую активность. Осуществление интеграции основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Главной задачей дополнительного образования в лицее, вытекающей из законодательных актов и методических рекомендаций, является организация содержательного заполнения свободного времени с целью раскрытия творческих способностей учащихся, удовлетворение познавательных потребностей учащихся, развитие социально – значимых качеств личности, интеграция урочной деятельности с системой дополнительного образования. С учетом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

основная школа – формирование творческих знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;

средняя школа – достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, ее профориентации.

Рабочие программы дополнительного образования составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по математике, физике, информатике и на основе авторских программ.  Дополнительное образование учащихся расширяет вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Реализуя задачи дополнительного образования, лицей пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.

Элективные учебные курсы

Рабочие программы элективных курсов для обучающихся 9 – х классов составлены по предметам углубленного изучения. Рабочие программы элективных курсов для обучающихся 10 -11 классов составлены по предметам профильного обучения и являются последовательным продолжением элективных курсов 9 класса. Курсы ориентированы на обучающихся,  проявляющих повышенный интерес к данным наукам, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, совершенствованию  полученных знаний и умений, развитие логического мышления, навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся. Элективные курсы:

  •  «Введение в комбинаторику, теорию вероятностей и математическую статистику»;
  • «Математика (теория и практика решения задач повышенной трудности по математике, олимпиадная подготовка по математике)»;
  • «Физика (теория и практика решения задач повышенной трудности по физике, олимпиадная подготовка по физике)»;
  •  «Классическая и современная астрономия».

«Модель выпускника», как и модель движения образовательного учреждения «от настоящего к будущему», строится с учетом мнения всех участников образовательного процесса – учащихся, педагогов и родителей (общественности). В основу разработки модели положены:

  • положения Устава образовательного учреждения в части со­держания и организации образовательного процесса;
  • современные тенденции развития системы образования и особенности региональной и муниципальной политики в об­ласти образования;
  • обобщенные результаты исследования образовательных по­требностей учащихся и ожиданий их родителей.
 Форма обучения в лицее дневная, очная.

Срок действия государственной аккредитации до 25.01.2025 года.

Язык обучения – русский.



Контакты

Адрес лицея

141300, Московская обл.,
г.Сергиев Посад, ул. К. Маркса, д. 3

Полное название учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Московской области «Сергиево–Посадский физико–математический лицей»

Контактные телефоны

+7 (496) 540-45-48 – директор

+7 (496) 540-45-49 – дежурный

+7 (496) 540-50-68 – секретарь

+7 (496) 540-43-13 – учительская

+7 (496) 540-50-68 – соц. работник

Вернуться к обычной версии