МБОУ «Физико-математический лицей» г. Сергиев Посад
Учебный план
Главная Учащимся Учебный план



 

Учебный план

физико-математического лицея

на 2016-2017 учебный год

 

 

Пояснительная записка к учебному плану

 

В основе формирования учебного плана использована нормативно-правовая и конституционная база содержания предпрофильного и профильного обучения:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, утвержденный Президентом РФ;

  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

  • «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312);

  • «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089);

  • «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312» (приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказ Министра образования Московской области от 15.04.2016 № 1427 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;

  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Физико-математический лицей», утвержденный Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 07.07.2015 г. № 995-ПГ;

  • Основная образовательная программаосновного общего и среднего общего образования, утвержденная приказом директором лицея от 1.09.2016 года;

  • положение об аттестации учащихся, утвержденное приказом директором лицея от 1.09.2016 года.

 

Учебный план разработан в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 9.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» и является основой для формирования учебных планов в муниципальных, государственных и негосударственных образовательных организациях, реализующих программы общего образования независимо от форм собственности, расположенных на территории Московской области. Федеральный компонент базисного учебного плана выдержан полностью.

Учебный план лицея направлен на обеспечение универсального образования повышенного уровня с учетом индивидуальных склонностей, познавательных интересов и профессиональных ориентаций учащихся.

Учебный план состоит из двух частей:

федеральный и региональный компоненты, составляющие его инвариантную часть, обеспечивают достижение государственного образовательного стандарта;

вариативная часть, обеспечивающая повышенный уровень обучения, и включающая предметы, реализующие компонент образовательного учреждения.

Инвариантная часть учебного плана выдержана в полном объеме.

Часы компонента образовательной организации используются для углубленного и профильного изучения учебных предметов, для введения учебных предметов не входящих в федеральный, региональный компоненты, факультативов, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и

самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности.

Данный учебный план рассчитан на введение профильного обучения на уровнях основного общего и среднего общего образования в соответствии с концепцией профильного обучения и является одним из механизмов, обеспечивающих процесс реализации направлений модернизации общего образования. Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, профильным группам, образовательным областям и предметам.

Учебный план включает две части, ориентированные на уровни образования: основного общего и среднего общего образования.

Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивает исполнение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Содержание образования, определяемое инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально – значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Общеобразовательное учреждение использует часы инвариантной части на различные виды деятельности по каждому предмету (элективные курсы, практические и лабораторные занятия, проектная деятельность). Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Содержание образования в лицее направлено на воспитание и развитие ключевых компетенций – целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельности, личностной ответственности.

Образовательная область «История» представлена учебным предметом история, в котором курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются, используя модульный и синхронно-параллельный подход, что позволяет формировать целостное представление о мире в историческом контексте, раскрывать общемировые закономерности исторического развития, уникальные роли и исторические судьбы России на различных этапах. Такой подход соответствует методическим рекомендациям по реализации исторического образования в соответствии со стандартами второго поколения, переход на которые – ближайшая перспектива образовательных организаций.

Учебный предмет «Математика» именуется «Математика (алгебра)», «Математика (геометрия)», в классных и электронных журналах этим предметам отводятся отдельные листы.

Учебный план скорректирован в соответствии с повышенным уровнем изучения предметов физико-математического профиля, недельная нагрузка не превышает предельно допустимую. Учебный план и логика его построения отражают основные задачи и цели, стоящие перед лицеем, и создают возможности для развития каждого ребенка с учетом его интересов и способностей. Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели, продолжительность учебной недели – 6 дней.

 

 

 

Основное общее образование

 

Особенности распределения часов компонента учебного учреждения на уровне

«Основное общее образование»

 

Часы вариативной части распределены в соответствии с актуальными потребностями учащихся и задачами лицейского образования и используются для увеличения количества часов на изучение обязательных предметов, на элективные и факультативные курсы с целью обеспечения повышенного уровня обучения и обеспечения возможностей успешной реализации стратегии непрерывного образования.

Введение дополнительных часов на изучение математики, физики обусловлено необходимостью усиления физико-математической составляющей лицейского образования.

В 9 классе завершается общеобразовательная подготовка по предметам основного общего образования и создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене для получения общего среднего образования.

Подготовке обучающихся по физике принадлежит значительная роль в формировании естественно-научного мышления, умения конструировать новые подходы в решении задач, в развитии творческих аспектов мышления. В связи с этим в 9 классе увеличено количество часов на изучение предметов физико-математического профиля (по профилю лицея) на 1 час (за счет предмета искусство). Учебный предмет «Математика» в 9 классах именуется «Математика (алгебра)», «Математика (геометрия)».

В 9 классе часы регионального компонента отведены на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

За счет часов компонента образовательной организации в учебном плане выделяются дополнительные часы на организацию предпрофильной подготовки. Предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов – комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для него образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение. Реализация предпрофильной подготовки осуществляется посредством элективных курсов.

Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки – учебные предметы по выбору обучающихся 9 классов из компонента общеобразовательного учреждения. Элективные курсы проводятся для оказания помощи обучающемуся в его профильном (профессиональном) и социальном самоопределении, помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями государственного, регионального и муниципального рынков труда. Кроме того, подобные курсы должны помочь выстроить проект профессиональной карьеры, освоить технологию выбора и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

В 9 классе часы компонента образовательного учреждения используются на организацию профильной подготовки учащихся по физико-математическому профилю, для проведения элективных учебных курсов:

 

Предмет

Количество

часов (в неделю)

Особенности использования

математика (алгебра)

2

Теория и практика решения задач повышенной трудности

по алгебре

математика (геометрия)

1

Теория и практика решения задач повышенной трудности

по геометрии

физика

2

Теория и практика решения задач повышенной трудности и задач олимпиадного характера по физике

 

Образовательный процесс осуществляется в форме уроков, лекций (математика, физика), семинаров (математика, физика). При проведении учебных занятий по математике, физике, информатике и ИКТ, английскому языку, при проведении занятий элективных учебных предметов осуществляется деление класса на две группы. На реализацию вышеизложенного выделяются дополнительные часы в следующих объемах: математика (алгебра) – 4 часа; математика (геометрия) – 2 часа; физика – 4 часа; иностранный язык – 3 часа; информатика – 2 часа.

 

 

 

Учебные предметы

9 класс

 

Федеральный компонент

 

Инвариантная часть

Русский язык

2

Литература

3

Иностранный язык (английский)

3

Математика

5

Информатика и ИКТ

2

История

2

Обществознание (включая экономику и право)

1

География

2

Физика

3

Химия

2

Биология

2

Физическая культура

3

Предметы регионального компонента

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Итого:

31

Вариативная часть

Компонент образовательной организации

 

Обязательные занятия по выбору обучающихся:

Математика (алгебра)

 

1

Элективные курсы:

Теория и практика решения задач повышенной трудности по математике (алгебра)

Теория и практика решения задач повышенной трудности по математике (геометрия)

Теория и практика решения задач повышенной трудности и задач олимпиадного характера по физике

 

 

1

 

1

 

2

 

Итого учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

36

 

 

 

 

Среднее общее образование

 

Особенности распределения часов регионального компонента и компонента учебного

учреждения на уровне «Среднее общее образование»

 

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Физико-математический лицей имеет договоры о сотрудничестве с Московским физико-техническим институтом (МФТИ), Московским инженерно-физическим институтом (НИЯУ МИФИ) и физическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова. Анализ поступления в вузы свидетельствует о высоком качестве подготовки обучающихся. В вузы ежегодно поступает 100 % выпускников в соответствии с профилем обучения.

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию конкретного профиля обучения: «математика», «физика».

Учебный предмет «Математика» в 10-11 классах именуется «Математика (алгебра и начала анализа)», «Математика (геометрия)».

Часы вариативной части распределены в соответствии с актуальными потребностями учащихся и задачами лицейского образования и используются для увеличения количества часов на изучение обязательных предметов, на элективные и факультативные курсы с целью обеспечения повышенного уровня обучения и обеспечения возможностей успешной реализации стратегии непрерывного образования. Часы, отведённые на компонент образовательной организации, используются для увеличения количества часов, отведённых на преподавание базовых (химия, информатика и ИКТ, технология) и профильных (физика) учебных предметов федерального компонента Регионального базисного учебного плана.

Введение дополнительных часов на изучение математики, физики обусловлено необходимостью усиления физико-математической составляющей лицейского образования.

 

Предмет

Количество

часов (в неделю)

Особенности использования

10 КЛАСС

математика

(алгебра и начала анализа)

2

Теория и практика решения задач повышенной трудности по математике (алгебра и начала анализа)

математика

(геометрия)

1

Теория и практика решения задач повышенной трудности по математике (геометрия)

физика

1

Теория и практика решения задач повышенной трудности и задач олимпиадного характера по физике

химия

1

Избранные вопросы химии в курсе средней школы

информатика и ИКТ

3

Теория и практика решения задач повышенной трудности по информатике и ИКТ

11 КЛАСС

математика

(алгебра и начала анализа)

1

Теория и практика решения задач повышенной трудности по математике (алгебра и начала анализа)

математика

(геометрия)

1

Теория и практика решения задач повышенной трудности по математике (геометрия)

физика

1

Теория и практика решения задач повышенной трудности и задач олимпиадного характера по физике

астрономия

1

Классическая и современная астрономия

химия

1

Избранные вопросы химии в курсе средней школы

информатика и ИКТ

3

Теория и практика решения задач повышенной трудности по информатике и ИКТ

 

Образовательный процесс осуществляется в форме уроков, лекций (математика, физика, информатика), семинаров (математика, физика, информатика, технология), лабораторно-практических занятий, факультативов, групповых и индивидуальных консультаций.

При проведении учебных занятий по иностранному языку, технологии (ИКТ), математике, физике, информатике, физкультуре, при проведении занятий элективных учебных предметов осуществляется деление классов на две группы. На реализацию вышеизложенного выделяются дополнительные часы в 10 и 11 классах в следующих объемах: математика (алгебра и начала анализа) – 4 часа; математика (геометрия) – 2 часа; физика – 4 часа; иностранный язык – 3 часа; информатика и ИКТ – 3 часа (10 класс) и 4 часа (11 класс); физкультура – 3 часа.

 

Физико-математический профиль

 

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

 

Федеральный компонент

10 класс

11 класс

 

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Инвариантная часть

Русский язык

1

1

Литература

3

3

Иностранный язык (английский)

3

3

История

2

2

Обществознание (включая экономику и право)

2

2

Биология

1

1

Химия

1

1

Физическая культура

3

3

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

 

Учебные предметы на профильном уровне

Вариативная часть

Математика

6

6

Физика

5

5

Региональный компонент

Элективные курсы:

Теория и практика решения задач повышенной трудности по математике (алгебра и начала анализа)

Теория и практика решения задач повышенной трудности по математике (геометрия)

Классическая и современная астрономия

 

 

2

 

1

 

 

 

1

 

1

1

Итого

31

31

Компонент образовательного учреждения

Обязательные занятия по выбору обучающихся:

Химия

Информатика и ИКТ

Технология

Элективные курсы:

Теория и практика решения задач повышенной трудности и задач олимпиадного характера по физике

 

1

3

1

 

 

1

 

1

3

1

 

 

1

 

Итого учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

37

37