МБОУ «Физико-математический лицей» г. Сергиев Посад
Жизнь в ФМЛ
Главная О лицее Жизнь в ФМЛ



Информация о лицее

1. Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика учебно-воспитательного процесса.

Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ:

 I этап – основное общее образование (9 класс).

Задачи: создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Обеспечивает систематическое обучение и воспитание учащихся в рамках стандарта углубленного физико-математического  образования. Решает задачу ранней профориентации.

II этап – среднее  общее образование (10 – 11классы). 

Задачи: развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Среднее общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

Обеспечивает изучение основ наук в соответствии с федеральным, региональным и школьным компонентами. На этом этапе ведется профилизация обучения путем углубления содержания основного  курса предметов и усиления их прикладной направленности.

Лекционно-семинарские и лабораторно-практические учебные занятия, занятия в кружках, секциях, факультативах расширяют знания учащихся и позволяют апробировать их возможности в различных видах деятельности. Образовательный процесс  осуществляется  в форме уроков,  лекций, семинаров, элективных курсов, лабораторно-практических занятий, факультативов, групповых и индивидуальных консультаций, встреч с учеными, специалистами и т.д.

2. Содержание образования

В соответствии с п. 6 ст.9 Закона Российской Федерации «Об образовании» используемые основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы по учебным предметам, рабочие программы элективных курсов и программы дополнительного образования.

Рабочие программы (базовый уровень) составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего образования  и Примерных программ  основного общего и среднего общего образования по русскому языку, литературе,  истории, обществознанию, биологии, химии, английскому языку, информатике, географии. Рабочие программы направлены на формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

9 класс (углубленное изучение математики и физики).

Предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов – комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для него образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение. Реализация предпрофильной подготовки осуществляется посредством элективных курсов. Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки – учебные предметы по выбору обучающихся 9 классов из компонента общеобразовательного учреждения. В 9 классе часы компонента образовательного учреждения используются на организацию углубленной подготовки учащихся по физико-математическому профилю, для проведения элективных учебных курсов.

10 – 11 классы (профильное изучение математики и физики, расширенный курс изучения информатики и ИКТ).

Профильное обучение и расширенный курс изучения позволяют:

  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
  • обеспечить углубленное изучение математики и физики;
  • обеспечить расширенное изучение информатики и ИКТ;
  • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Профильное и расширенное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию конкретного профиля обучения: «математика», «физика».

Элективные учебные курсы

Рабочие программы элективных курсов для обучающихся 9 – х классов составлены по предметам углубленного изучения. Рабочие программы элективных курсов для обучающихся 10 -11 классов составлены по предметам профильного обучения и являются последовательным продолжением элективных курсов 9 класса. Курсы ориентированы на обучающихся,  проявляющих повышенный интерес к данным наукам, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, совершенствованию  полученных знаний и умений, развитие логического мышления, навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся.

Элективные курсы:

  • «Введение в комбинаторику, теорию вероятностей и математическую статистику»;
  • «Математика (теория и практика решения задач повышенной трудности по математике, олимпиадная подготовка по математике)»;
  • «Физика (теория и практика решения задач повышенной трудности по физике, олимпиадная подготовка по физике)»;
  • «Классическая и современная астрономия».

Дополнительное образование

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования учащихся. Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредствам реализации дополнительных образовательных программ. Система дополнительного образования представляет возможность обучающимся заниматься техническим творчеством, эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Здесь есть широкая возможность выявить и развить способности и таланты каждого ученика. Анализ существующей работы в блоке дополнительного образования показал, что эффективность ее зависит от того, насколько четко она планируется, организуется, контролируется. Система дополнительного образования является составной частью образовательной программы лицея, опирается на содержание основного образования и в то же время включает учащихся в занятия по интересам, создавая условия для достижения успехов с собственными способностями, увеличивая пространство, в котором школьники могут развивать познавательную творческую активность. Осуществление интеграции основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Главной задачей дополнительного образования в лицее, вытекающей из законодательных актов и методических рекомендаций, является организация содержательного заполнения свободного времени с целью раскрытия творческих способностей учащихся, удовлетворение познавательных потребностей учащихся, развитие социально – значимых качеств личности, интеграция урочной деятельности с системой дополнительного образования. С учетом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

средняя школа – формирование творческих знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;

старшая школа – достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, ее профориентации.

Рабочие программы дополнительного образования составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по математике, физике, информатике и на основе авторских программ.

Дополнительное образование учащихся расширяет вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Реализуя задачи дополнительного образования, лицей пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.

3. Режим занятий обучающихся в лицее.

Учебный год в лицее начинается 1 сентября.

Продолжительность учебного года – не менее 34 недель,  не  считая  практики  (80  часов  для  учащихся  10  классов в летний период в согласованные сроки). Продолжительность каникул в течение учебного года – не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель. Годовой календарный учебный график утверждается приказом директора лицея с учетом мнения педагогического Совета  и согласовывается с  заместителем главы администрации Сергиево-Посадского муниципального района – начальником управления образования. Классы  делятся  на  2  группы  при  изучении  английского  языка,  информатики,  на  семинарских  занятиях  по  математике,  физике, технологии.    Допускается  лекционная  работа  с  учащимися  на  параллели  классов. Деление  классов  на  группы  проводится  в  соответствии  с  учебным  планом  лицея. Допускается ведение отдельных предметов за счет часов и ставок педагогов дополнительного образования. В физико-математическом лицее со времени его основания (1990 год) – шестидневная учебная неделя без наличия второй смены. Режим занятий обучающихся определяется лицеем в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями:

  • начало уроков –   в 9.00 часов;
  •   продолжительность урока (академического часа) во всех классах – 45 минут;
  •   перемены между уроками –  по 10 минут; обеденный перерыв – 45 минут.

Расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. Организация питания обучающихся производится в соответствии с утвержденным графиком. В исключительных случаях в отдельные дни (предпраздничные, последний день четверти и др.) по согласованию с администрацией и ходатайством профсоюзного комитета продолжительность уроков и рабочего дня может быть сокращена.

Оснащенность лицея

В лицее имеется 10  кабинетов. Все они оснащены современным мультимедийным оборудованием. В 4 кабинетах установлены интерактивные доски.

Во всех кабинетах лицея имеется высокоскоростной доступ в Интернет по оптоволоконному соединению.

Один из кабинетов оснащен современным оборудованием для занятий по экспериментальной физике.

Лицей оснащен высокотехнологичной системой  противопожарной безопасности, обеспечивающей своевременное и безотказное оповещение об опасности.

В январе 2006 года было установлено оборудование “Электронной проходной” (турникет, система видеонаблюдения с регистрацией посетителей и т.п.)

Научно-исследовательская деятельность лицеистов

Исследовательская деятельность учащихся является одним из средств формирования  интеллектуальных и практических умений школьников, она побуждает учащихся приобретать опыт решения комплексных проблем в процессе коллективного взаимодействия, дает возможность осознать свою значимость, учит общению и помогает найти единомышленников. Особенно при этом важны выступления на конференциях различного уровня, позволяющие оценить собственные способности: интеллектуальные, коммуникативные, ораторские – пройти своего рода экзамен. Уникальную возможность общения с учёными – узкими научными специалистами, получает юный исследователь  в рамках подобных мероприятий.

Успехам в исследовательской деятельности во многом способствовало  наличие лицейской физической лаборатории (разработка МФТИ) и желание специалистов МФТИ и преподавательского коллектива нашего лицея участвовать в разработке методических пособий по экспериментальной физике, по уровню сложности занимающих промежуточное положение между лицеем и высшей школой, но не выходящих за рамки углубленных программ. С 2000 года в лицее введен специальный курс «Экспериментальная физика», где учащиеся выполняют практические задания на оборудовании, установленном МФТИ.

Преподавание в ФМЛ невозможно без серьезной исследовательской работы, проводящейся как в лаборатории лицея, так и в летних физических школах. В лицее работает Научное общество учащихся «Исследователь», которое является одной из организационных форм, способствующих развитию творчества лицеистов. Ценность данного движения в том, что научные проблемы решаются учениками совместно с учителями-наставниками. Ежегодно 26-30 учащихся вместе с преподавателями проводят серьезную исследовательскую работу. Споры,  доказательства, поиски истины вызывают у школьников ощущение сопричастности к науке, к творчеству, что помогает личному усвоению общечеловеческих достижений в сопоставлении со своими достижениями. Выполнение экспериментальных заданий, выбор методик их проведения, процесс измерений и оценки погрешностей, обсуждение результатов, участие во всероссийских  и  международных конкурсах и научно-практических конференциях «Шаг в будущее» (МГТУ им. Н. Баумана), «Старт в науку» (МФТИ), «Созвездие талантов» (Санкт-Петербург), «Колмогоровские чтения» (Москва), в областных конференциях научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся «Юный таланты Московии» (наукоград Черноголовка), во Всероссийских чтениях В.И.Вернадского (Москва) – все это дает замечательный результат.

Воспитательная работа

Основными формами воспитательной работы с обучающимися являются: беседы, единые  классные часы, литературно – музыкальные вечера, круглые столы, уроки – лекции, уроки – презентации, встречи с интересными людьми, трудовые десанты (дежурство, субботники), занятия в кружках по интересам, общешкольные мероприятия: лицейские туры олимпиад, викторины, конкурсы, конференции, спортивные мероприятия, дни здоровья, экскурсии, организация выставок.

В лицее ведется работа по поддержанию, укреплению и формированию традиций. Целостное представление об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов лицейской жизни, позволяющее формировать гражданина, семьянина, товарища. Гордость за свой лицей, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует учеников и педагогов к формированию новых традиций, к совместному творчеству. Традиционными мероприятиями в ФМЛ являются:

день знаний, день здоровья, день учителя, день лицеиста, интеллектуальный марафон, вечер встречи выпускников, викторины, посвященные Дню Защитника Отечества, Международному женскому дню, экскурсии в музеи Сергиева Посада, уроки памяти, уроки мужества, предметные недели, последний звонок, выпускной вечер.

Надо отметить, что зародились и новые традиции: организация фотовыставок работ учащихся и преподавателей, организация выставок Сергиево – Посадских художников; сотрудничество с представителями Сергиево – Посадской Высшей школы искусств: творческие встречи, мастер – классы и выставки игрушек. В лицее каждый год  проходят Дни защиты от экологической опасности. В рамках данного мероприятия успешно проводятся    тематические уроки с целью пропаганды знаний по экологической безопасности, акция “За здоровье и безопасность”, на классных часах проведены  беседы:  “Террор – угроза миру”, “Нет терроризму”,  подготовлены презентации.

В рамках работы «Кабинета здоровья» создана лекторская  группа учащихся, которая в течение года проводит мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни подростков: лекции, оформление уголка здоровья, выпуск презентаций, подготовка классных часов.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач лицея. Мероприятия такой направленности способствуют формированию у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, формированию активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Традиционно в преддверии праздника 23 февраля в образовательном учреждении проводятся мероприятия патриотической направленности. Особенно трогательно прошел вечер памяти «Мы помним и чтим подвиг русского солдата», посвященный Дню защитника Отечества.

В ФМЛ проводятся различные конкурсы и викторины, интеллектуальные игры, спортивные мероприятия и мн. др. Ребятам, учащимся в физмате, никогда не бывает скучно учиться и отдыхать, потому что в ФМЛ преподают высококвалифицированные учителя, на уроках которых очень интересно, а также каждая перемена между увлекательными занятиями проходит не менее весело и интересно!

 

Обеспечение условий безопасности

Вопросы обеспечения условий безопасности лицея находятся постоянно в поле зрения администрации и педагогического коллектива. Лицей располагает охранной службой и охранной сигнализацией, противопожарным оборудованием, автоматическими датчиками пожарной сигнализации с выходом на пост дежурного, автоматическими электронными объемными датчиками движения по кабинетам лицея с выходом на пост дежурного, видеонаблюдением в коридорах и классах лицея с сохранением информации в течение  недели, автоматическим аварийным освещением и автоматическим освещением запасных выходов, электронной проходной и электронными пропусками-удостоверениями у учащихся и сотрудников лицея.

Организация безопасности в лицее осуществляется по   следующим направлениям:

-   работа служб образовательного учреждения по организации комплексной безопасности лицея от угроз социального, техногенного и природного характера;

- своевременная подготовка планов мероприятий, проектов, приказов и распоряжений в образовательном учреждении по вопросам безопасности и антитеррористической защищенности;

-  взаимодействие с муниципальной антитеррористической комиссией и территориальными правоохранительными органами;

- организована работа по выполнению решений Межведомственной антитеррористической комиссии Московской области, антитеррористической комиссии Министерства образования Московской области и антитеррористической комиссии муниципального образования в части, касающихся образовательных учреждений;

- обеспечению контроля по устранению причин и условий, способствующих происшествиям, техногенным авариям, выявлению  фактов возможной подготовки террористических актов.

-по  безопасности дорожного движения участниками образовательного процесса.

- ведение отчетной документации по вопросам безопасности.

-участие в мероприятиях по осуществлению административно-общественного контроля по охране труда.

Перед началом учебного года составлен план антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Корректирован паспорт антитеррористической защищенности (паспорт безопасности).

Осуществлялся контроль за соблюдением установленных правил трудового и внутреннего распорядка дня.

Проведены организационные мероприятия и обеспечены дополнительные меры безопасности при проведении дня знаний, экскурсий, новогодней дискотеки, дня защитника Отечества, международного женского дня, праздника весны и труда, дня Победы, дня независимости России, последнего звонка, выпускного вечера.

Проводилось ознакомление  учителей, классных руководителей, учащихся с необходимой документацией по обеспечению безопасности  перед выездными мероприятиями и спортивно-массовыми мероприятиями.

Осуществлялось регулярно документационное обеспечение (издание необходимых приказов, утверждение планов, инструкций памяток, графиков) по обеспечению безопасности образовательного процесса.

В прошедшем учебном году  заместитель директора по организации безопасности лицея успешно закончил обучение по специальности заместители руководителей образовательных учреждений по безопасности в Государственном учреждении Московской области «Специальном центре «Звенигород»» по организации основ в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Проводилась проверка исправности работы системы оповещения, тревожной     сигнализации, выполнен монтаж охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, проведена маркировка огнетушителей, которые обозначены красными треугольниками, обозначены указатели выхода. Во  всех кабинетах и помещениях лицея определены ответственные за пожарную безопасность, технику безопасности. Контроль за содержанием в безопасном состоянии помещений лицея.  Разработаны и утверждены схемы эвакуации из всех помещений лицея. Разработан и оформлен журнал по пожарной безопасности, на основании указания пожарного надзора.

Ежедневный контроль работы сотрудников охраны осуществлялся постоянно, проводился осмотр запасных выходов, замков, решеток на предмет их целостности и исправности. Системой видеонаблюдения отслеживалась работа и контроль за действиями сотрудников охраны в круглосуточном режиме.

Изучались положения, инструкции, и другая документация по обеспечению безопасности в школе с принятыми на работу сотрудниками перед началом их трудовой деятельности.

На рабочем месте  охраны лицея у круглосуточного дежурного имеется полный перечень документов по антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, охране труда и технике безопасности, внутреннему учебному процессу и трудовому распорядку. У дежурного по лицею имеется телефон с определителем  номера, список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, силовых структур и аварийных служб.

Принятые в лицей учащиеся ознакомлены с памятками и инструкциями по обеспечению безопасности в течение недели после их зачисления.

Выполнены предусмотренные требования правил  дорожного движения для образовательного учреждения, установлены все дорожные знаки на проезжей части дороги напротив лицея, оборудован «лежачий полицейский», нанесена дорожная разметка пешеходный переход у входа в лицей, на  тротуаре напротив здания лицея установлено металлическое перильное ограждение.

Проведена методическая неделя по безопасности дорожного движения, с использованием видеоматериалов, наглядных пособий, изучению дорожных знаков и правил дорожного движения.

Выполнены программы по изучению предмета основы безопасности жизнедеятельности учащимися 9, 10, 11 классов.

В первый месяц нового учебного года проводился «Месячник безопасности» для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, по окончании последнего урока проводилась пятиминутка по правилам дорожного движения  по вопросу «Путь домой».  Использовалось учебное издание: учебно-наглядные пособия для учащихся «Безопасность дорожного движения» и мультимедийный диск по правилам дорожного движения.

Постоянно обновлялись и дополнялись необходимыми препаратами и медикаментами, на основании требований контролирующих организаций, медицинские аптечки в кабинетах химии, информатики, лаборатории физики,  дежурного по лицею.

Проводилось взаимодействие с городским военкоматом по вопросу организации учета допризывной молодежи. Проведены в июне пятидневные военные сборы с призывниками 10 классов, с выездом в воинскую часть на практические занятия по физической подготовке,  огневой подготовке и ознакомлением  внутренней службы воинской части.

Осуществлялось постоянное взаимодействие с управлением образования, УВД, ФСБ, МЧС и другими службами по антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, технике безопасности образовательного учреждения.

Обеспечивается в лицее сохранность служебной информации,  неразглашение сведений, которые затрагивают частную жизнь, честь и достоинство участников образовательного процесса.